Методика раннего развития детей Марии Монтессори

Первооткрывательница

В десять лет серьезно заболев, она сказала матери: «Не бойся, мама, я не могу умереть, мне слишком многое предстоит сделать». В шестнадцать была принята в техническую школу для юношей (!). В двадцать шесть стала первой в Италии женщиной-врачом. Cемь лет своей жизни провела в Индии. Ее труды дважды выдвигали на Нобелевскую премию. Ее школа занесена в Книгу рекордов Гиннеса как самая многочисленная. Мария Монтессори — женщина первооткрыватель, автор экспериментальной методики раннего развития детей Монтессори.

Мария родилась 31 августа 1870 года в провинциальном городке Чиаpавалле в Италии. В то время, как все девочки старательно заучивали рецепты приготовления спагетти, Мария проявляла интерес к математике, физике и астрономии. Такое рвение к точным наукам приводит ее к шестнадцати годам в Политехническую школу, а затем, благодаря заступничеству Папы Льва XIII, и в Римский Университет на факультет медицины, по окончанию которого Мария получает диплом врача.

Знаменитый «метод Монтессори» зародился в стенах Римского Ортофринического института, где Мария в 1899 году получает место директора и начинает заниматься с детьми с ограниченными умственными способностями. В те времена психиатрию с полным основанием можно было называть карательной – пациентов, в том числе и маленьких, не лечили, а изолировали от общества. Монтессори сменила все порядки в доме. Отныне всем работникам школы было строжайше предписано уважительно общаться с детьми. В сетке расписания появились специальные уроки, на которых ребят учили зачаткам социального поведения, умению поддерживать собственную “среду обитания”.

Поскольку большинство маленьких пациентов о таковой понятия не имело, директриса разработала специальные пособия, которыми могли пользоваться дети, закупила для школы множество обучающих игрушек и игр. Каково же было удивление учителей, родителей, да и автора методики, когда, спустя некоторое время, оказалось, что умственно отсталые дети научились читать, писать и считать раньше своих нормально развитых сверстников из обычной школы.

Годы плодотворной работы и практики позволили Марии произвести подлинную педагогическую сенсацию. Сейчас методика Монтессори популярна во всем мире. В Нидерландах, например, по этой системе работают около 30 % средних школ. Трудами Монтессори восхищались Томас Эдисон, Бенито Муссолини, Махатма Ганди, Рабиндранат Тагор, дочь Льва Николаевича Толстого Татьяна Толстая…

Территория свободы

В Монтессори классе нет унылых парт и доски, вредных учителей и двоек за поведение. Есть много свободного пространства, легкие переносные столы, коврики — для тех, предпочитает грызть гранит науки лежа. Родители даже шутят, что школьная форма их детей — это джинсы с протертыми коленками, потому что значительную часть учебного времени ребята проводят на полу. Помещение для занятий разделено на зоны — языковую, географическую, математическую, музыкальную… Свободно передвигаясь по классу, ребенок сам выбирает на полочках интересующий его материал, находит подходящее место для работы.

Монтессори была уверена, что главное – не учить детей, а давать им возможность учиться. Не нужно ничего навязывать ребенку, можно лишь наблюдать и помогать раскрыться тем талантам и наклонностям, которые заложены в нем природой. Отсюда и девиз системы Монтессори — «Помоги мне это сделать самому»!

Педагог или, как говорила Мария «гид», создает для ребенка так называемую подготовленную среду с учебными пособиями и игрушками, показывает, что можно в ней делать… Дальнейшее полностью зависит от самого ребенка. Задача педагога – не передавать ребенку знания, а помогать ему собирать и накапливать собственные. Монтессори-учителя верят, что дети любопытны и способны осваивать окружающий мир и человеческую культуру через самостоятельную деятельность.

Как будет вести себя Монтессори-учитель во время занятия музыкой, если один из детей скажет: «Я хотел бы сочинить музыку, но не умею играть на флейте»? «Тогда покажи мне свое сочинение!» — ответит педагог. Движение ручек вверх означают высокие звуки, вниз — низкие. Тонкие переборы пальцев – музыкальные трели. Ребенок показывает руками сочиненную им музыкальную фразу. Но музыка должна звучать, и учитель подносит к губам флейту, чтобы воспроизвести произведение, рожденное здесь и сейчас одновременно в душе ребенка и в исполнении учителя-мастера. Ведет ребенок. Он внутренне ощущает свое положение ведущего, имеет возможность самораскрытия — ведь это его музыка!

Творческие занятия Мотессори

Русский художник Кузьма Сергеевич Петров-Водкин, присутствовавший однажды на занятиях Монтессори, заметил, что у детей, занимающихся по ее методике «будут широко открыты и глаза и уши, и все тело, и весь ум для восприятия внешнего мира».

Сама Монтессори считала, что творчество «божественной мыслью, обладающей способностью обращаться в нечто реальное», и настаивала на том, что помогать развитию потенциальных возможностей человека необходимо со дня его рождения.

На творческих занятиях в Монтессори-группе происходит обучение сразу нескольким техникам — рисованию (красками, пластилином, карандашами), лепке (из соленого теста, пластилина) и конструированию (аппликация, резание). Часто рисованию предшествует этап окрашивания воды. Дети роняют в стакан с водой каплю краски или моют в нем кисточку и наблюдают за причудливыми превращениями.

Рисование пластилином – очень полезное физическое упражнение для детских пальчиков. Полезное – и при этом ненавязчивое, не тягостное, потому что проходит в увлекательной игровой форме. Пластилин развивает силу пальцев, что впоследствии поможет ребенку, например, лучше держать ручку.

Заповеди Монтессори

  • Никогда не трогай ребенка, пока он сам к тебе не обратится (в какой-либо форме)
  • Никогда не говори плохо о ребенке, ни при нем, ни без него.
  • Концентрируйся на развитии хорошего в ребенке, так чтобы плохому оставалось все меньше и меньше места.
  • Будь готов откликнуться на призыв ребенка, который нуждается в тебе, всегда прислушивайся и отвечай ребенку, который обращается к тебе.
  • Уважай ребенка, который сделал ошибку и сможет сейчас или чуть позже исправить ее, но немедленно твердо останавливай любое некорректное использование материала и любое действие, угрожающее безопасности самого ребенка или других детей, его развитию.
  • Уважай ребенка отдыхающего или наблюдающего за работой других, или размышляющего о том, что он делал или собирается делать. Никогда не зови его и не принуждай к другим активным действиям.
  • Помогай ребенку преодолевать несовершенство, осваивать новое. Делай это, наполняя окружающий мир заботой, сдержанностью, тишиной, милосердием и любовью.