Фильтр воздушный фяг

По сути, «Фриндж» — самоорганизующаяся система, управляемая коммерчески выгодным сочетанием четырёх ключевых составляющих: исполнителей, места проведения, аудитории и прессы. Любая труппа или артист-одиночка имеют право участвовать; задача только в том, чтобы убедить одну из 250 площадок дать вам возможность на ней выступить. В Эдинбурге существует чёткая иерархия площадок — и у каждой свои критерии оценки исполнителей. Как только вы туда попали, необходимо выделиться из толпы — убедить посетителей прийти на ваше шоу, а не на одно из сотен других, идущих одновременно, и убедить критиков, что именно на ваше шоу им стоит дать рецензию. «Попав сюда, надо торопиться, — говорит Гаджин. — Зрителям приходится делать выбор многократно за короткий промежуток времени — и нужно по-настоящему выделяться, если хотите, чтобы они выбрали фильтр воздушный фяг. Но если вам удастся запустить своё шоу в ряду 1700 представлений фестиваля, есть все шансы, что оно будет работать и на более широком рынке».
В борьбе за привлечение внимания нет непреложных правил. Самый очевидный способ создать вокруг себя шумиху — выиграть серьёзный приз в начале фестиваля. В 2005 году Калил Ашанти начинал свой моноспектакль «Базовое обучение» в буквально пустом зале. (В ходе спектакля Ашанти играет 23 разных персонажа, рассказывая о своей тяжкой жизни и бесперспективной службе в американских ВВС, где он попал в развлекательную бригаду Tops in Blue.) Но к концу фестиваля, после получения престижного Первого приза фестиваля (Fringe Fir&), он играл уже перед переполненными залами, a New York Times упомянула о нем в репортаже о событиях в мире искусства того года. Одни исполнители тратят огромные деньги на рекламу своих представлений. Другие полагаются на эксцентричные трюки — такие как лицедейство на улицах Эдинбурга. Третьи надеются на поистине контринтуитивные стратегии. На фестивале 2003 года одним из тех спектаклей, билеты на которые были проданы быстрее всего, было «тайное шоу» Джонни Вегаса, британского комедианта. Благодаря маркетинговому ходу, которым мог бы годиться Йоги Берра, все хотели попасть на шоу в разговорном жанре в исполнении Джонни Вегаса, потому что никто о нем не знал.