Название Альбома: Великие композиторы. Жизнь и творчество. Шуберт
Дата выхода: 2008
Жанр: Классика. Музыка для детей
Продолжительность: 01:01:53
Аудиокодек: МР3
Битрейт аудио: 320 kb/s
Издатель: DeAgostini
Tracklist:
Симфония №8 си минор "Неоконченная"
1. Allegro moderato
2. Andante con molto
Симонический оркестр Люблянского радио
Дирижер: Антон Нанут
Квинтет ля мажор "форель"
3. Allegro vivace
4. Andante
5. Scherzo. Presto
6. Тема с вариациями. Andantino
7. Финал. Allegro giusto
Квинтет: Гаспара да Соло
Каждый выпуск серии откроет для вас частичку удивительного мира музыки.
Франц Шуберт (Schubert) (1797-1828) - австрийский композитор. Родился в семье школьного учителя. В 1808-1812 был певчим Венской придворной капеллы. Воспитывался в венском конвикте, где обучался генерал-басу у В. Ружички, контрапункту и композиции (до 1816) у А. Сальери. В 1814-1818 помощник учителя в школе отца. К 1816 Шуберт создал свыше 250 песен (в т. ч. на слова И. В. Гёте - «Гретхен за прялкой», 1814, «Лесной царь», «Вознице Кроносу», обе - 1815 ), 4 зингшпиля, 3 симфонии и др. Вокруг Шуберта сложился кружок друзей - поклонников его творчества (в их числе - чиновник И. Шпаун, поэт-любитель Ф. Шобер, поэт И. Майрхофер, поэт и комедиограф Э. Бауэрнфельд, художники М. Швинд и Л. Купельвизер, певец И. М.Фогль, ставший пропагандистом его песен). Как учитель музыки дочерей графа И. Эстерхази Шуберт побывал в Венгрии (1818 и 1824), вместе с Фоглем ездил в Верхнюю Австрию и Зальцбург (1819,1823, 1825), посетил Грац (1827). Признание пришло к Шуберту лишь в 20-х гг. В 1828, за несколько месяцев до смерти Шуберта в Вене состоялся его авторский концерт, прошедший с большим успехом. Почётный член Штирийского и Линцского музыкальных союзов (1823). Шуберт - первый крупный представитель музыкального романтизма, выразивший, по словам Б. В. Асафьева, «радости и скорби жизни» так, «как их чувствуют и хотели бы передать большинство людей». Важнейшее место в творчестве Шуберта занимает песня для голоса с фортепьяно. Один из крупнейших мелодистов, Шуберт реформировал жанр песни, наделив его глубоким содержанием. Обогатив прежние песенные формы - простую и варьированную строфическую, репризную, рапсодическую, многочастную, - Шуберт создал и новый тип песни сквозного развития (с объединяющим в целое варьируемым мотивом в партии фортепьяно), а также первые высокохудожественные образцы вокального цикла. В песнях Шуберта использованы стихотворения около 100 поэтов, прежде всего Гёте (около 70 песен) , Ф. Шиллера (свыше 40; «Группа из Тартара», «Жалоба , девушки»), В. Мюллера (циклы «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь»), И.Майрхофера (47 песен; «Гребец»); среди других поэтов— , Д. Шубарт («Форель»), Ф. Л. Штольберг («Баркарола»), М. Клаудиус («Девушка и Смерть»), Г.Ф.Шмидт («Скиталец»), Л.Рельштаб («Вечерняя серенада», «Приют»), Ф.Рюккерт («Привет», «Ты мой покой»), У. Шекспир («Утренняя серенада»), В. Скотт («Ave Maria»). Шуберту принадлежат квартеты для мужских и женских голосов, 6 месс, кантаты, оратории и др. Из музыки для музыкальных театров известность приобрели лишь увертюра и танцы к пьесе «Розамунда, княгиня Кипрская» В. Шези (1823).
В инструментальной музыке Шуберта, основанной на традициях композиторов венской классической школы, большое значение приобрёл тематизм песенного типа. Композитор стремился сохранить напевную лирическую тему как целое, давая ей новое освещение с помощью тональной перекраски, тембрового и фактурного варьирования. Из 9 симфоний Шуберта 6 ранних (1813-1818) ещё близки сочинениям венских классиков, хотя и отличаются романтической свежестью, непосредственностью. Вершинными образцами романтического симфонизма являются лирико-драматическая 2-частная «Неоконченная симфония» (1822) и величественная героико-эпическая «Большая» симфония C-dur (1825-1828). Из оркестровых увертюр Шуберта наиболее популярны две в «итальянском стиле» (1817). Шуберт - автор глубоких и значительных по содержанию камерно-инструментальных ансамблей (один из лучших - фортепьянный квинтет «Форель»), ряд из которых написан для домашнего музицирования. Фортепьянная музыка - важная область творчества Шуберта. Испытав влияние Л. Бетховена, Шуберт заложил традицию свободной романтической трактовки жанра фортепьянной сонаты. Фортепьянная фантазия «Скиталец» также предвосхищает «поэмные» формы романтиков (в частности, структуру некоторых симфонических поэм Ф. Листа). Экспромты и музыкальные моменты Шуберта - первые романтические миниатюры, близкие сочинениям Ф. Шопена, Р. Шумана, Ф. Листа. Фортепьянные вальсы, лендлеры, «немецкие танцы», экосезы, галопы и др. отразили стремление композитора к поэтизации танцевальных жанров. К той же традиции домашнего музицирования восходят многие сочинения Шуберта для фортепьяно в 4 руки, в т. ч. «Венгерский дивертисмент» (1824), фантазия (1828), вариации, полонезы, марши.
Творчество Шуберта связано с австрийским народным искусством, с бытовой музыкой Вены. хотя он редко использовал в сочинениях подлинные народно-песенные темы. Композитор претворил также и особенности музыкального фольклора живших на территории Австрийской империи венгров, славян. Большое значение в его музыке имеют колорит, красочность, досигаемые с помощью оркестровки, обогащения гармонии побочными трезвучиями, сближения одноименного мажора и минора, широкого применения отклонений и модуляций, использования вариационного развития. При жизни Шуберта получили известность главным образом его песни. Многие крупные инструментальные сочинения были исполнены лишь через десятилетия после его смерти («Большая» симфония прозвучала в 1839, под управлением Ф.Мендельсона; «Неоконченная симфония» - в 1865).
Франц Шуберт (Schubert) (1797-1828) - австрийский композитор. Родился в семье школьного учителя. В 1808-1812 был певчим Венской придворной капеллы. Воспитывался в венском конвикте, где обучался генерал-басу у В. Ружички, контрапункту и композиции (до 1816) у А. Сальери. В 1814-1818 помощник учителя в школе отца. К 1816 Шуберт создал свыше 250 песен (в т. ч. на слова И. В. Гёте - «Гретхен за прялкой», 1814, «Лесной царь», «Вознице Кроносу», обе - 1815 ), 4 зингшпиля, 3 симфонии и др. Вокруг Шуберта сложился кружок друзей - поклонников его творчества (в их числе - чиновник И. Шпаун, поэт-любитель Ф. Шобер, поэт И. Майрхофер, поэт и комедиограф Э. Бауэрнфельд, художники М. Швинд и Л. Купельвизер, певец И. М.Фогль, ставший пропагандистом его песен). Как учитель музыки дочерей графа И. Эстерхази Шуберт побывал в Венгрии (1818 и 1824), вместе с Фоглем ездил в Верхнюю Австрию и Зальцбург (1819,1823, 1825), посетил Грац (1827). Признание пришло к Шуберту лишь в 20-х гг. В 1828, за несколько месяцев до смерти Шуберта в Вене состоялся его авторский концерт, прошедший с большим успехом. Почётный член Штирийского и Линцского музыкальных союзов (1823). Шуберт - первый крупный представитель музыкального романтизма, выразивший, по словам Б. В. Асафьева, «радости и скорби жизни» так, «как их чувствуют и хотели бы передать большинство людей». Важнейшее место в творчестве Шуберта занимает песня для голоса с фортепьяно. Один из крупнейших мелодистов, Шуберт реформировал жанр песни, наделив его глубоким содержанием. Обогатив прежние песенные формы - простую и варьированную строфическую, репризную, рапсодическую, многочастную, - Шуберт создал и новый тип песни сквозного развития (с объединяющим в целое варьируемым мотивом в партии фортепьяно), а также первые высокохудожественные образцы вокального цикла. В песнях Шуберта использованы стихотворения около 100 поэтов, прежде всего Гёте (около 70 песен) , Ф. Шиллера (свыше 40; «Группа из Тартара», «Жалоба , девушки»), В. Мюллера (циклы «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь»), И.Майрхофера (47 песен; «Гребец»); среди других поэтов— , Д. Шубарт («Форель»), Ф. Л. Штольберг («Баркарола»), М. Клаудиус («Девушка и Смерть»), Г.Ф.Шмидт («Скиталец»), Л.Рельштаб («Вечерняя серенада», «Приют»), Ф.Рюккерт («Привет», «Ты мой покой»), У. Шекспир («Утренняя серенада»), В. Скотт («Ave Maria»). Шуберту принадлежат квартеты для мужских и женских голосов, 6 месс, кантаты, оратории и др. Из музыки для музыкальных театров известность приобрели лишь увертюра и танцы к пьесе «Розамунда, княгиня Кипрская» В. Шези (1823).
В инструментальной музыке Шуберта, основанной на традициях композиторов венской классической школы, большое значение приобрёл тематизм песенного типа. Композитор стремился сохранить напевную лирическую тему как целое, давая ей новое освещение с помощью тональной перекраски, тембрового и фактурного варьирования. Из 9 симфоний Шуберта 6 ранних (1813-1818) ещё близки сочинениям венских классиков, хотя и отличаются романтической свежестью, непосредственностью. Вершинными образцами романтического симфонизма являются лирико-драматическая 2-частная «Неоконченная симфония» (1822) и величественная героико-эпическая «Большая» симфония C-dur (1825-1828). Из оркестровых увертюр Шуберта наиболее популярны две в «итальянском стиле» (1817). Шуберт - автор глубоких и значительных по содержанию камерно-инструментальных ансамблей (один из лучших - фортепьянный квинтет «Форель»), ряд из которых написан для домашнего музицирования. Фортепьянная музыка - важная область творчества Шуберта. Испытав влияние Л. Бетховена, Шуберт заложил традицию свободной романтической трактовки жанра фортепьянной сонаты. Фортепьянная фантазия «Скиталец» также предвосхищает «поэмные» формы романтиков (в частности, структуру некоторых симфонических поэм Ф. Листа). Экспромты и музыкальные моменты Шуберта - первые романтические миниатюры, близкие сочинениям Ф. Шопена, Р. Шумана, Ф. Листа. Фортепьянные вальсы, лендлеры, «немецкие танцы», экосезы, галопы и др. отразили стремление композитора к поэтизации танцевальных жанров. К той же традиции домашнего музицирования восходят многие сочинения Шуберта для фортепьяно в 4 руки, в т. ч. «Венгерский дивертисмент» (1824), фантазия (1828), вариации, полонезы, марши.
Творчество Шуберта связано с австрийским народным искусством, с бытовой музыкой Вены. хотя он редко использовал в сочинениях подлинные народно-песенные темы. Композитор претворил также и особенности музыкального фольклора живших на территории Австрийской империи венгров, славян. Большое значение в его музыке имеют колорит, красочность, досигаемые с помощью оркестровки, обогащения гармонии побочными трезвучиями, сближения одноименного мажора и минора, широкого применения отклонений и модуляций, использования вариационного развития. При жизни Шуберта получили известность главным образом его песни. Многие крупные инструментальные сочинения были исполнены лишь через десятилетия после его смерти («Большая» симфония прозвучала в 1839, под управлением Ф.Мендельсона; «Неоконченная симфония» - в 1865).