Очень часто на онлайн-ресурсах, посвященных бесплатному скачиванию компьютерных программ, можно встретить надписи как то: freeware, demo, shareware, adware и т.п. Все они говорят о неком статусе программы, который указывает на условия ее использования. Зачастую пользователи сначала скачивают такие якобы бесплатные программы, лишь затем сталкиваются с последствиями такой «бесплатности».
Рассмотрим поближе эти «статусы» программ - действительно ли бесплатный сыр бывает только в мышеловке?
Freeware –
это синоним термина «скачать бесплатно», такие программы распространяются абсолютно бесплатно. Т.е. за использование которых не нужно платить. Примеры популярнейших бесплатных продуктов - браузеры Internet Explorer, Opera, Google Chrome, клиенты для общения ICQ, Skype и т.п.
Shareware –
здесь работает девиз «попробуй, прежде чем купить». Программа, распространяемая с отметкой «shareware», представляется потребителям бесплатно. В течение какого-то срока (как правило, это 30 дней) пользователь может свободно работать с программой, знакомиться с её возможностями, а также убедиться, что она не конфликтует, к примеру, с операционной системой или драйверами видеокарты и звуковой платы. По окончанию этого срока пользователь должен будет в онлайн-режиме заплатить автору программы определённую сумму. Если оплата не поступает, как правило, shareware-программы не запускаются. Переустановка самой программы результата не даст. Но в случае переустановки операционной системы, программой можно будет воспользоваться бесплатно еще раз на тот же срок.
Demo –
это демонстрационные программы, как правило, они имеют ограниченный набор функций и обязательно заполнены информацией о всех превосходствах платных версий. Зачастую, под статусом «demo» кроется обычный видеоролик, суть которого – презентация программы. Demo-версии выпускаются в ознакомительных целях: если пользователю программный продукт понравится, произведя оплату, он может получить полную версию. Чаще всего практика demo-версий наблюдается в играх. Новая игра выходит одновременно в полноценной версии и в версии, где доступно лишь несколько начальных уровней. Последний вариант можно бесплатно скачать в Интернете.
Public domain software –
как и freeware, программы с таким статусом также распространяются бесплатно. Однако, если в freeware разработчик программы сохраняет все права на неё, public domain – это тип, где разработчик от всех авторских прав отказывается. Любой желающий может вносить в такие программы собственные изменения, в том числе создавать на их основе новые программы. В практике использования public domain software не оправдал себя, ведь, используя исходные данные программы, кто угодно может ее слегка усовершенствовать и уже на коммерческой основе распространять в сети.
Adware –
этот статус совмещает в себе признаки и freeware, и shareware. Более того, adware является лидером в области раздражения пользователей. Adware программы бесплатны, но в процессе работы с ними пользователь вынужден смотреть рекламу в виде навязчивых графических баннеров. При каждом клике пользователя по такому баннеру автор программы получает денежные выгоды от рекламодателей. Избавиться от назойливой рекламы пользователь также может оплатив автору определенную суму.
Homepageware –
еще один тип программ из той же оперы, что и adware, основывающийся на психологическом давлении на пользователя. Программа скачивается и работает бесплатно, однако незарегистрированная копия при каждом запуске автоматически меняет домашнюю страницу браузера. Домашняя страница меняется либо на официальный ресурс программы, либо какой-то сайт с рекламной целью. Убрать эту функцию можно, заплатив разработчику.
Donationware –
менее популярный по сравнению с предыдущими типами способ бесплатного распространения программ, где автор давит на мораль пользователя. Если последнему программа понравится, тот может осуществить благотворительное вознаграждение по принципу «сколько могу» в пользу разработчика.
Postcardware (Cardware, Careware) –
экзотический тип распространения программ, где автор просит пользователей зарегистрироваться, прислав ему по E-mail почтовую открытку или, к примеру, отгадав простенькую загадку. Секрет таких действий прост – электронный адрес пользователя, скорее всего, попадет в некую базу данных для автоматической рассылки рекламы и спама.